Рязанское епархиальное женское училище
 

О сайте  РЕУ: История, Сотрудники, Ученицы, УчебаСегодня    Другие учебные заведения   Литература   О крае Рязанском

 

priesterseminar.jpg priesterschule.jpg lehrerseminar.jpg Kasimov1.jpg Sapozhok_priesterschule2.jpg Zaraisk_priesterschule2006.jpg

Рязанская духовная семинария

Рязанское духовное училище

Троицкая учительская семинария

Касимовское духовное училище

Сапожковское духовное училище

Зарайское духовное училище

gimnasium_becker.jpg gimnasium_mariinskaya.jpg
Данковское духовное училище

Раненбургское духовное училище

Skopin.jpg

 

Женская гимназия Беккер

Мариинская женская гимназия

Данковское духовное училище

Раненбургское духовное училище

Скопинское духовное училище

 

 

Выдающиеся, известные и просто не забытые  выпускники, преподаватели и сотрудники духовных учебных заведений Рязанской губ.

 

Рязанская православная духовная семинария

  Официалный сайт
 

Историческая справка о Рязанской православной духовной семинарии

 

Епископ Шацкий Иосиф (определением Священного Синода 19 июля 2006 назначен на Иваново-Вознесенскую и Кинешемскую кафедру). Рязанская духовная семинария в истории русского народного образования XVIII-XIX веков

 

Списки выпускников Рязанской духовной семинарии с сайта А.А.Бовкало

  Димитрий Агнцев. История Рязанской духовной семинарии 1724-1840
  С сайта "Русское православие"
 

Иеродиакон Питирим (Чембулатов). ИСТОРИЯ РЯЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

 

Чельцова Н.Б. Из жизни рязанской духовной семинарии. С сайта "История, культура и традиции Рязанского края"

Учащиеся духовных училищ Рязанской епархии. 1864/65 - 1906/07 учебные годы. Материалы Максима Оленева с сайта "История, культура и традиции Рязанского края". Списки

Краткая историческая справка

Духовный регламент 1721 года предписывал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Регламент предусматривал открытие духовных школ во всех епархиях; обучаться в них обязаны были все дети духовенства "в надежду священства". Те из детей, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия. Такая организация духовной школы сыграла решающее значении в укреплении кастового характера духовенства в России синодального периода.

В 1808 году была учреждена "Комиссия духовных училищ", которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие - духовные училища (уездные и приходские), средние - духовные семинарии и высшие - духовные академии.

Духовные училища предназначались "для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви". Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находились "в живой и нераздельной связи с семинариями". Содержались на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находились в ведении епархиального архиерея, под общим управлением Святейшего Синода.

Непосредственное попечение о них вверялось местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состояла под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверялась смотрителю (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависело от средств её и потребностей местного духовенства.

В училища принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий - с платою.

Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Рязанское духовное училище

 

Списки выпускников Рязанского духовного училища с сайта А.А.Бовкало

Касимовское духовное училище
Касимовское духовное училище. Современный вид

С сайта "Памятники архитектуры Рязенской области". Духовное училище в Касимове было открыто 1 сентября 1813 года. Училище занимало несколько деревянных построек, располагавшихся на земле соседней Успенской церкви. Но все три  корпуса училища с надворными строениями сгорели во время сильного пожара, случившегося в Касимове 22 мая 1828 года. На том же месте в 1831-1832 годах был построен каменный двухэтажный корпус. Как раз в то время, начиная с 1820-х годов, над проектом ансамбля Соборной площади работал касимовский архитектор Иван Сергеевич Гагин, соорудивший после пожара и училище, и здание Присутственных мест рядом с ним, и прекрасный ансамбль торговых рядов по западной стороне площади. «Для Касимовской семинарии» он спроектировал сначала двухэтажный особняк с колоннами, но осуществлена была постройка более строгого здания, сохранившегося до наших дней.

Здание участвует в формировании площади Соборной, на которую выходит главным западным фасадом. Первоначальный объем памятника – прямоугольное двухэтажное здание с треугольным фронтоном, выходящим на площадь. Размеры в плане составляют: 28,0х12,0 м. Фундамент и стены сложены из кирпича, цоколь облицован блоками из белого камня. Перекрытия – плоские. Фасады первого этажа обработаны крупным горизонтальным рустом. Три центральных оконных проема второго этажа обрамлены штукатурным профилированным наличником полуциркульного завершения.

Именной список лиц, служащих в КДУ, имеющих право, в случае отличия, получать награды по правилам, за 1913-1914 учебный год (ГАРО. Ф.1280 Оп.1 Д.960 Л.3-3об). Составил Владислав Владимирович Строителев.

N/Исполняемая должность, фамилия и имя/Время службы/Последняя награда

1/Смотритель училища, статский советник/Флегонт (Александрович) Авессаломов/с 27 июля 1882 г./Св. Анны 2-й степ. 6 мая 1910 г.

2/Помощник смотрителя, статский советник/Александр (Парменович) Лебедев/с 29 ноября 1885 г./Св. Станислав 2-й степ. 6 мая 1913 г.

3/Ст. преподаватель, учитель греческого языка, отечественной истории и географии, статский советник/Никандр (Матвеевич) Левицкий/с 18 августа 1880 г./Св. Анны 2-й степ. 6 мая 1905 г.

4/Преподаватель латинского языка и отечественной истории, студент Семинарии, надворный советник/Петр (Михайлович) Архангельский/с 19 января 1974 г./Св. Владимир 4-й степ. 22 сентября 1910 г.

5/Преподаватель арифметики и географии с природоведением, коллежский советник/Григорий (Даниилович) Засадкевич/Св. Станислава 3-й степ. 6 мая 1914 г.

6/Учитель церковного пения, окончивший курс семинарских наук/Николай (Алексеевич) Великодворский/с 9 октября 1910 г./знаков отличия не имеет

7/Учитель чистописания и черчения и надзиратель училища, окончивший курс семинарских наук/Михаил (Федорович) Климентовский/с 5 ноября 1910 г./знаков отличия не имеет

8/Врач, коллежский советник/Феодор (Александрович) Соколов/с 31 марта 1904 г. по военному ведомству/Св. Анны 3-й степ. 6 мая 1914 г.

 

КДУ. Выуск 1911 г.

КДУ. Выпуск 1913 г.     КДУ. Выпуск 1913 г.

КДУ. Выпусу 1911 г.

КДУ. Выпуск 1913 г.  Фотографии прислал Владислав Владимирович Строителев

Фото "Выпускники КДУ 1911 года" взят из статьи монахини Зосимы (Верховской) "Династия священнослужителей Рябцевых Рязанской губернии". Присутствие надзирателя М.Климентовского (последний ряд, второй справа) и учителя пения Н. Великодворского (последний ряд, пятый слева), поступивших на службу осенью 1910 года, позволяют датировать фото 1911 годом. Фото "Выпускники КДУ 1913 года" любезно предоставлено Ниной Борисовной Чельцовой. В центре обоих фото (1911 г. - второй ряд, 4-й слева; 1913 г. - второй ряд, 6-й слева) находится смотритель КДУ Флегонт Авессаломов. Рядом с ним на фото 1913 г. (2-й ряд, пятый слева) сидит помощник смотрителя КДУ Александр Парменович Лебедев.

Выпускники КДУ с сайта Бовкало

 

Раненбургское духовное училище

http://rpds.info/. Современный вид.

Раненбургское духовное училище было открыто в 1868 году.

Храм святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (По материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Чаплыгинский район. Лев-Толстовский район / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2013. — 512 с.»). С сайта

Домовая церковь Раненбургского духовного училища стала последним по времени освящения храмом города в предреволюционное время. Устроена она была в новом здании духовного училища в 1874 г. Раненбургское духовное училище было открыто 1 ноября 1813 г. Правда, просуществовало оно недолго. В 1815 г. Преосвященный Рязанский Феофилакт в своём обращении в Комиссию духовных училищ предложил перевести Раненбургское уездное и приходское училища в город Скопин, мотивировав это тем, что «в Скопине с прилежащими к нему селами гораздо более имелось духовного юношества, чем в Раненбурге и уезде его, и что Раненбургское духовное юношество по близости и удобности может обучаться в Данковском училище, как, напротив, Скопин с округой от Рязани и других городов, в коих открыты училища, отстоят в дальнем расстоянии и с большими по пути затруднениями». Вскоре было получено разрешение на покупку дома для училища в Скопине и продано за 1 200 руб. здание Раненбургского училища. После приобретения в Скопине училищного дома в нём, «по получении из Раненбурга скудной училищной библиотеки, училищных бумаг и классических принадлежностей, равно и по собрании учителей и учеников, велено было открыть Скопинские духовные училища».

Однако необходимость в Раненбурге своего училища, способного давать первичное духовное образование будущим священно- и церковнослужителям, со временем стала осознаваться священноначалием всё более и более. Но всерьёз рассмотреть вопрос об открытии училища в Раненбурге удалось только на епархиальном училищном съезде в сентябре 1867 г. Вместо создания нового учебного заведения было решено перевести в Раненбург 2-е Рязанское духовное училище под именем «Раненбургского». Для осуществления этого перевода был образован специальный комитет, председателем которого в 1868 г. стал ректор Рязанской духовной семинарии Василий Иванович Гаретовский. Все же хлопоты по переезду училища в Раненбург легли на плечи тогдашнего смотрителя 2-го Рязанского духовного училища священника Иакова Егоровича Головина. В результате в 1869 г. 2-е Рязанское духовное училище было переведено в Раненбург и с 1 января т.г. о. Иаков Головин стал смотрителем Раненбургского духовного училища.

Однако в пожаре 1869 г. или 1870 г., каждый из которых отличался особой силой и истребил до 300 домов в Раненбурге, здание духовного училища настолько пострадало, что само будущее учебного заведения было под вопросом. Спасено оно местным благодетелем, сочувственно отнёсшимся к его бедственному положению. Коммерции советник, потомственный почётный гражданин Иван Гаврилович Рыков «заимообразною ссудою в количестве 8-ми тысяч рублей дал возможность приступить к постройке новаго училищного корпуса, а отсрочкой уплаты долга и пожертвованием в пользу училища процентов с занятой суммы, коих причитается 1 400 руб., помог успешно окончить постройку корпуса».

Новое здание Раненбургского духовного училища построено в 1872- 1873 гг. по проекту архитектора Покровского тщанием смотрителя училища в 1869-1873 гг. священника Иакова Егоровича Головина. Значительная роль последнего в сооружении нового училищного здания подчёркивалась во время празднования 25-летия его педагогической деятельности в 1881 г. уже в качестве смотрителя Рязанского духовного училища: «В г. Раненбурге им самым экономическим образом построено громадное каменное двухэтажное здание, в котором помещаются пять просторных классов и общежитие для всех обучающихся в училище, прекрасный храм, и кроме того довольно поместительный деревянный дом для квартиры смотрителя».

Указанный здесь «прекрасный храм» был устроен на втором этаже главного корпуса в 1874 г. на средства почётного блюстителя Раненбургского духовного училища купца Семёна Михайловича Чесалина. Домовая училищная церковь была освящена во имя трёх вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Отметим, что устройство церкви при Раненбургском духовном училище обеспечило его устойчивое существование, чего долго добивалось духовенство округа, поддерживаемое архипастырем — архиепископом Рязанским Алексием (Ржаницыным).

Раненбургский купец Семён Михайлович Чесалин состоял почётным блюстителем при духовном училище с момента его открытия в 1869 г. При этом он всегда сочувственно относился к нуждам училища и «недостаток училищных средств для приведения хозяйственной части в благоустроенный вид восполнял собственными пожертвованиями, каковых в течение 6-летней его службы было более 1 000 руб…. Не ограничиваясь ежегодными жертвованиями …, принёс ещё великую жертву духовному училищу, а вместе и духовенству округа, устроив благолепный храм в новом училищном доме… Сооружение храма, небольшого по объёму, но богатого украшением, стоило храмоздателю более 10 тыс. рублей. Храм помещается в лучшей части каменного двухэтажного дома, проходит чрез оба этажа (т.е. двусветный зал — Прим. авт.), в нижнем этаже соединён с ученической столовою комнатою посредством арки с дверью, а в верхнем — с классною комнатою посредством двери, ведущей на хоры. Высокий светлый, с вызолоченным иконостасом и богатою утварью, он производит самое отрадное впечатление на присутствующих».

Торжественное освящение храма состоялось 15 октября 1874 г., когда в 9 часов утра прибывший в храм Высокопреосвященнейший Алексий (Ржаницын), архиепископ Рязанский и Зарайский «совершил по чиноположению освящение его. Архипастырь, при провозглашении многолетия храмоздателю, почётному блюстителю училища Семёну Михайловичу Чесалину, преподал ему на благословение икону Божией Матери. Во время литургии рукоположен во священника для служения в новоосвящённой училищной церкви учитель того же училища, студент Рязанской духовной семинарии Павел Миролюбов. По окончании литургии Высокопреосвященнейшим сказано назидательное для храмоздателя слово».

В 1887 г. при церкви Раненбургского духовного училища открыто попечительство, имеющее целью «благоустройство и благосостояние училищной церкви, и доставление бедным воспитанникам средств к образованию в училище». Предложение о создании попечительства сделал смотритель училища, его поддержали все преподаватели. Смотритель училища и преподаватель П. Скабовский составили устав, после чего вышли с ходатайством к епархиальному начальству. Владыка Феоктист сочувственно отнёсся к этому делу и в начале апреля 1887 г. утвердил устав попечительства с резолюцией: «Бог благословит благое дело!» При этом Владыка согласился принять попечительство под своё архипастырское покровительство.

В назначенный для открытия день — 3 мая 1887 г. — вся училищная корпорация, городское духовенство Раненбурга, городской голова и некоторые граждане к 11 часам утра собрались в училищной церкви на молебствие. Преподаватель училища П. Скабовский выступил с приличной этому случаю речью, а по окончании молебствия все отправились в квартиру смотрителя для общего собрания членов попечительства. Выбрано было правление: протоирей с. Кривополянье Александр Доброхотов, от преподавателей — П. Скабовский, городской голова Калашников, соборный священник Василий Левитов, кандидатами — учитель Николай Соколов и надзиратель Виноградов. В состав попечительства вошли также покровитель Владыка Феоктист, училищная корпорация, уездный исправник и его помощник, городской голова и некоторые из местного купечества, городские священники и некоторые священники из окрестных сёл. Главной целью попечительства, как уже отмечалось выше, стало «… изыскание денежных и вещественных средств на поддержание подобающего дому Божию благолепия в училищном храме и удовлетворение нужд воспитанников».

За год с 30 января 1888 г. по 30 января 1889 г. попечительство собрало членских взносов на сумму 116 руб. и пожертвований 21 руб. С 30 января 1889 г. — частных пожертвований 210 руб. 94 коп. и 45 руб. 59 коп на учреждаемую стипендию.

Однако 25 мая 1890 г. в Раненбурге случился сильный пожар, при котором сгорели надворные постройки духовного училища. Во время пожара священник училищной церкви Никандр Любимов поспешил вынести из училищного храма все священные принадлежности алтаря и престола. Другие свидетели пожара, увидев это, кинулись выносить иконы и царские врата иконостаса. Естественно, что в результате иконостас сильно пострадал. Его пришлось восстанавливать на собственные средства почётному блюстителю училища купцу Чесалину.

В отчёте попечительства при Трёхсвятительской церкви Раненбургского духовного училища за 1891 г. указано, что попечительство состояло из своего покровителя — архиепископа Феоктиста, трёх пожизненных членов — священника владикавказского собора Феодора Морозова, купца Семёна Чесалина и бывшего учителя, надворного советника Феодора Гаевского, а также 8 членов-благотворителей, 16 членов-сотрудников и 1 члена-соревнователя. В течение 1891 г. поступило в попечительство 195 руб. 06 коп. Расходы — денежные пособия ученикам училища, типографии Звукова на печать бланков попечительства. Училищная церковь в истекшем году никаких расходов со стороны попечительства не потребовала. Все нужды её, как то: жалование священнику и псаломщику, разные исправления, — как и в предыдущие годы, удовлетворялись на средства, выручаемые от продажи свеч, кружечного сбор и на пожертвования церковного старосты, почётного члена попечительства купца СМ. Чесалина. Членами-благотворителями попечительства являлись: смотритель РДУ Павел Иванович Чистосердов, помощник смотрителя Петр Иванович Скабовский, преподаватель Николай Иванович Орлин, преподаватель Николай Фёдорович Федотьев, бывший преподаватель Иван Иванович Поспелов, преподаватель Николай Иванович Левитов, купец Иван Федосьевич Никитин, Феодор Васильевич Соколов. Членами-сотрудниками: протоиерей соборной церкви Михаил Дядьков, священник кладбищенской церкви Иоанн Мелихов, священник училищной церкви Никандр Любимов, священник Зареченской слободы Иоанн Киструсский, преподаватель-псаломщик Пётр Онисимович Климов.\Любопытны сведения из отчёта попечительства при Трёхсвятительской церкви РДУ за 1900 г. Согласно этому документу постоянная посетительница училищного храма мещанка А.И. Шабанова пожертвовала в церковь икону Божией Матери «Скоропослушница» в изящном киоте стоимостью всего около 100 руб., училищная корпорация подарила икону трёх святителей — небесных покровителей храма и училища в сребропозолоченой ризе стоимостью 25 руб., московская купчиха А.И.Ш. подарила атласное, шитое гладью покрывало на литейный столик стоимостью 15 руб. В этом же году священник Н.Ф. Любимов пожертвовал 200 руб. «в вечно-неприкосновенный основной капитал Попечительства», чтобы проценты с него шли на пособие нуждающимся ученикам училища. Церковь в 1900 г. особых расходов не потребовала, все текущие расходы выполнялись на средства старосты храма, раненбургского городского головы купца Владимира Ивановича Волкова.

По описанию 1910 г. училищный «дом каменный двухэтажный, крытый железом, окрашенным зелёною масляной краской. Длина дома 15 саж. 1 арш., ширина 29 арш. и высота до крыши от фундамента 15 арш. С восточной стороны имеет каменный же, крытый железом, выступ для церковного алтаря длиною и высотою по 5 аршин и шириною 12 арш. Снаружи всё здание оштукатурено и выбелено известью. Внутри оштукатурено и выкрашено частью клеевой, частью масляной красками. Верхний и нижний этажи соединены между собою чугунной лестницей на железно-рельсовых балках. В восточной части дома помещается церковь, которая занимает два этажа и соединяется в верхнем этаже с одним из классов посредством двустворчатой двери, ведущей на хоры, а в нижнем с приёмной комнатой посредством арки, забранной стеклянной перегородкой с двустворчатыми стеклянными дверями, с нижним коридором посредством северной двери, обитой железом. Иконостас в церкви резной сплошь золочёный, трёхъярусный, высотою 10 арш., шириною 10 арш., или 100 квадратных аршин (оценён вместе с заклиросными иконами в киотах, клиросами и стеклянной перегородкой в 5 400 руб.). В верхнем этаже имеется 31 окно высотою по 3 арш., шириною 1 арш. 10 верш, и 2 окна в коридоре высотою 3 арш. и шириною 2 арш. В нижнем этаже вместе с алтарём тоже 31 окно, высотою по 2 3/4 арш., шириною 11/2 арш. Все окна с двойными рамами. Дверей в обоих этажах двустворчатых 20 шт., одностворчатых 2 и двустворчатых обитых железом 2. Парадная дверь выходит в фонарь длиною 2 1/2 арш., высотою 4 арш. и шириною 3 арш. с двустворчатой дверью, покрыт он железом без потолка. Весь дом отапливается вместе с алтарём 21 голландской печью и одной русской. Дом выходит одной стороной на площадь, другой на улицу. Соседний дом деревянный №3 отстоит на 3 1/2 саж. Дома других владельцев через улицу. Дом построен в 1872 году, сохранился хорошо. Оценён вместе с иконостасом и со всем описанным в нём в 25 560 руб.»

К основному корпусу училища примыкал «одноэтажный каменный дом, соединённый с обозначенным … особой каменной же галереей. Дом … длиною 9 саж, шириною тоже 9 саж. и высотою от фундамента 5 арш. … окон 19 шт., высотою 2 арш. и шириною 1 арш. 2 вершка … печей голландских 6, одна русская, одна плита и один очаг для куба. При доме имеется каменная пристройка для клозетов … длиною 6 1/2 арш., шириною 5 арш. и высотою от фундамента 4 1/2 арш. … Отопляется она камином. При выходных дверях пристроены каменные сени длиною в 4 арш., шириной 6 арш. и высотой 4 арш. с одной одностворчатой дверью. Галерея, соединяющая 1-й и 2-й каменная, образуется одной стеной со двора, другой же стеной ея служит стена церковного алтаря; галерея крыта железом, имеет в длину 8 арш., в ширину 3 арш и в высоту от фундамента 5 арш. В ней три окна… Соседний деревянный дом другого владельца непосредственно примыкает с восточной стороны». Училищу принадлежал также деревянный флигель размером 12×16 1/2 саж., построенный в 1873 г., каменная одноэтажная баня 17×12 арш., построенная в 1896 г. и каменные службы 42×10 арш. с пристройкой 12×8 арш., построенные в 1890 г., сарай, ворота на каменных столбах.

Раненбургское духовное училище всегда пользовалось повышенным вниманием со стороны священноначалия: рязанские архипастыри, приезжая в Раненбург, всегда старались посетить училище и его домовый храм. Так, 28 июня 1912 г. епископ Рязанский Димитрий (Сперовский) из Троицкого собора направился в духовное училище, где был встречен помощником смотрителя и священником училищной церкви, состоящим и учителем русского языка. Владыка осмотрел церковь, которая «находится в должном порядке, благолепии и чистоте, и всё училищное здание — классы, спальни, кухни и столовую. Последняя оказалась имеющею мало света, почти тёмная, вследствие сделанной в недавнее время соседом-купцом постройки, затемнившей училищные помещения».

29 января 1913 г. в Раненбургском училище присутствовал на уроке Преосвященный Амвросий (Смирнов), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии. Позднее он принимал участие во всенощном бдении в училищном храме, помазывал елеем молящихся. Утром следующего дня в Трёхсвятительском храме духовного училища Владыка служил литургию в сослужении со смотрителем училища о. А. Нефедьевым и игуменом Петропавловской пустыни о. Модестом.

25 апреля 1914 г. с вечерним поездом в Раненбург вновь прибыл Владыка Димитрий. Одной из целей его визита стало желание познакомиться с учащимися и учителями духовного училища. В это время в связи с предстоящим ремонтом в училище раньше назначенного по уставу времени начались экзамены. Владыка, встреченный смотрителем училища протоиереем А. Лучинским и всеми преподавателями, «проследовал в училищную церковь, где совершено было краткое молитвословие, и затем во всех классах училища произвёл испытание ученикам по всем предметам училищного курса. Вечером того же дня … Его Преосвященством совершено было всенощное бдение в домовой училищной церкви при пении ученического хора. На литию и величание изволил выходить сам Преосвященнейший Владыка и помазывать елеем учеников и народ…»

Наверное, в последний раз архипастырь побывал в Раненбургском духовном училище и его домовой церкви 25 июня 1915 г., прибыв в Раненбург для празднования Тихвинской иконы Божией Матери в Петропавловской пустыни.

После февральской революции 1917 г. училище продолжало действовать в прежнем порядке — в июле т.г. училище даже публиковало расписание предстоящих экзаменов, а в начале весны 1918 г. попечительство при училищной церкви продолжало выделять небольшие средства в качестве поддержки нуждающимся ученикам.

Конец деятельности Раненбургского духовного училища и, соответственно, его домового храма положил декрет Советской власти об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 23 января 1918 г. В соответствии с ним во всей России закрывались храмы при учебных заведениях, в том числе и при духовном училище в Раненбурге.

Естественно, что и само учебное заведение, готовившее будущих священно- и церковнослужителей, вскоре прекратило своё существование. Произошло это следующим образом: в апреле 1918 г. распоряжением местного комиссариата народного образования Раненбургское духовное училище объявлялось закрытым и переименовывалось во 2-ое высшее начальное училище. Все служащие училища с 1 мая т.г. формально считались уволенными, правда, с правом подать заявление о назначении на службу по народному образованию в Раненбургском уезде. Временно заведующим училищем с 1 мая назначался бывший преподаватель Алексей Левитов, которому вместе с представителем комиссариата народного образования Поляковым смотритель училища протоиерей Алексий Иоаннович Лучинский сдал училищное здание, исключая церковь, а также всё его имущество, включая канцелярию.

К концу августа преподаватели училища, уступая требованию властей, освободили свои квартиры. А 17 (30 по новому стилю) августа явившиеся в училище «контроллер по церковным делам уезда» и заместитель комиссара по народному образованию потребовали ключи от домового храма и свечного ящика. Описав всё имущество домовой церкви, они забрали все имевшиеся в свечном ящике средства и объявили протоиерею Лучинскому, что храм закрывается и объявляется вместе со всем имуществом собственностью советской власти.

В сентябре преподаватели училища Алексей и Михаил Левитовы, а также В. Архангельский получили назначения в учителя высшего начального училища, а вот смотритель училища протоиерей А.И. Лучинский, помощник смотрителя священник Лавров и двое преподавателей — Д. Холмогоров и С. Харитонов — таких предложений не получили.

6 (19) сентября 1918 г. бывший эконом училища и диакон Трёхсвятительской церкви К. Симфонин пришёл к протоиерею Лучинскому с предложением от комиссариата народного образования забрать из домового храма «необходимые святыни». Воспользовавшись этим, протоиерей Лучинский перенёс в Троицкий собор антиминс, дарохранительницу, св. мощи из-под престола, богослужебную утварь, напрестольные кресты и евангелия, а также некоторые книги. Он намеревался вскоре забрать из домовой училищной церкви ещё и плащаницу и несколько икон, предупредив об этом Симфонина. Однако 10 (23) сентября нанятые комиссариатом рабочие полностью очистили помещение церкви — вынесли из алтаря престол и жертвенник, разобрали иконостас, сложив все «ненужные» предметы в одной из классных комнат. Судьба иконостаса Трёхсвятительской церкви до сих пор неизвестна…Так окончилась история Раненбургского духовного училища и его домового храма во имя свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Впоследствии в этом здании располагались различные учебные заведения, в том числе и в 1930-х гг. Раненбургский педтехникум. В настоящее время в здании находятся начальные классы средней общеобразовательной школы №2 г. Чаплыгин.

В заключение отметим, что в стенах Раненбургского духовного училища почти за полувековую его историю учились и преподавали сотни будущих священников, диаконов и псаломщиков, достойно проявивших себя на ниве служения Богу и Церкви. Много выпускников РДУ выбрало гражданское служение, но также во славу Божию. Например, профессор Московской духовной академии в 1950-1960-х гг. Николай Иванович Муравьёв. Но особенно выделяются среди учащихся и преподавателей училища три человека, ставшие впоследствии видными архипастырями Русской Православной Церкви. Речь идёт о преподавателе в 1881-1882 гг. латинского языка и члене правления училища Александре Лаврентьевиче Преображенском — будущем священноисповеднике Агафангеле, митрополите Ярославском, священномученике Василии (Зеленцове), епископе Прилукском, викарии Полтавской епархии и архиепископе Саратовском Досифее (Протопопове), бывшим в 1904-1905 гг. смотрителем РДУ.

Списки выпускников Раненбургского духовного училища с сайта А.А.Бовкало

Сапожковское духовное училище

Сапожок, здание бывшего Духовного училища, фото Т. Шустовой

Списки выпускников Сапожковского духовного училища с сайта А.А.Бовкало

Сапожковское духовное училище, открытие которого относится к 3 сентября 1816 года, располагалось в двух усадьбах площадью 696 кв. сажень (1 сажень - 2 м 13 см). Усадьбы из толстого дубового леса, сараем и банею были куплены у коллежской советницы Дарьи Ильиной фон-Гаузен за 1900 руб. ассигнациями. После 1827 года были некоторые перестройки и возобновления. В 1829 г. под весь училищный корпус и флигель был подведен кирпичный фундамент. В 1852 году училище было преобразовано: приходское отделение упразднилось, училище стало уездным и состояло из низшего, среднего и высшего отделений. В училище изучались: катехизис (изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов), русская грамматика, арифметика, греческий и латинский языки, география, церковный устав и церковное пение. При Сапожковском духовном училище никогда не имелось казенных квартир, поэтому сироты и бедные ученики получали денежное пособие, присылаемое из правления Рязанской семинарии, и жили на квартирах у городских жителей. Дети, имеющие родителей, также жили на квартирах на деньги, получаемые от родителей. Первым смотрителем Сапожковского духовного училища был Федор Русанов, священник Успенского собора (1816- 1819). С 1819 по 1834 - протоирей того же собора Федор Свистов. Первым инспектором был Федор Русанов, соборный священник (1816-1831). В 1874 году ветхое здание означенного училища случайным образом сгорело, но взамен его уже красовалось рядом выстроенное в 1870 году каменное здание, существующее теперь и стоящее на наивысшей точке общей площади Сапожка. В 1918 году училище было расформировано. ( Материалы с сайта Музей школы № 1 города Сапожок)

Зарайское духовное училище

 

Было основано в 1812 году. Поводом к его основанию стало предложение архиепископа Рязанского Феофилакта (Русанова) "устроить в уездных городах Рязанской епархии духовные училища".

Соборным протоиереем Зарайска Петром Смирновым были приобретены "жилые деревянные господские покои" и из них выстроен небольшой корпус в пять комнат на территории Зарайского кремля, близ Богоявленских ворот.

Первоначально были учреждены только три класса: синтаксический, инфимический (основы латинской грамматики и перевода), информаторический (чтение и письмо по латыни, русская грамматика и латинская до синтаксиса и начальные правила арифметики. В 1813 году к ним был добавлен четвертый класс - грамматический.

Первыми наставниками в училище были зарайские священнослужители, первыми учениками - дети священнослужителей Зарайского и Егорьевского уездов Рязанской губернии, обучавшиеся в Рязанской духовной семинарии - в количестве 102 человек они были отчислены и присланы в училище.

К 1864 году вместо деревянного было построено каменное здание.

Количество учителей обычно не превышало шести человек, количество учеников - 250 человек (жители Зарайского, Егорьевского и Михайловского уездов).

После революции 1917 года училище было закрыто, а здание передано под музей.

В 1995 году в здании бывшего духовного училища была освящена крестильная церковь во имя прп. Серафима Саровского. (С сайта Древо)

 

Списки выпускников Зарайского духовного училища с сайта А.А.Бовкало

Данковское духовное училище. С сайта "Информационно-справочный портал г. Данкова Липецкой области"

 

Временем основания Данковского Духовного Училища принято считать 19 октября 1813 г. С момента своего основания и до 1870 года Данковское Духовное Училище располагалось за чертой города в северной части Данковского Покровского монастыря на правом берегу р. Дон при впадении в него Вязовни. Училищный корпус находился первоначально на втором этаже двухэтажного здания, пожертвованного строителем Покровского монастыря иеромонахом Паисием. В 1836 году к Данковскому Духовному Училищу отошёл первый этаж корпуса. В этом двухэтажном училищном корпусе в 1839 г. был проделан капитальный ремонт, и с этого времени в нём располагались три учебных класса и комната для преподавательского состава. Месторасположение Данковского Духовного Училища на территории Покровского монастыря имело благотворное влияние на учащихся, в деле воспитания нравственности, и молодые юноши, воспитанники училища, во всех жизненных вопросах могли иметь духовное общение с иноками Данковского Покровского монастыря. Необходимо отметить, что насельники Покровского монастыря и данковское духовенство во главе с соборным протоиереем о.Евдокимом Дягилевским обращали пристальное внимание на весь ход учебного процесса и на состояние материально-хозяйственной части учебного заведения. Благодаря их стараниям в Данковское Духовное Училище жертвовались суммы денег, учебные пособия и всё необходимое для его нормальной жизни и деятельности. Помощь шла и от частных лиц, проявивших ревность в деле народного просвещения. Первоначально за скудностью средств для содержания новооснованного Данковского Духовного Училища с учащихся собирались пошлины. Но эта практика прожолжалась  до начала 1814 года, когда по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода на содержание Данковского Духовного Училища из Рязанской Духовной Семинарии ежегодно выделялась сумма в размере 1350 рублей, и сбор пошлин с учеников был полностью прекращён. С 1818 года эта сумма, предназначенная на содержание Данковского Духовного Училища,  отпускалась из Данковского Уездного Казначейства, и, кроме того, бедные учащиеся стали получать денежное бурсачное пособие в разном количестве. Со времени основания Данковского Духовного Училища классы именовались: информатория, инфима, грамматика и синтаксима. В расписании занятий с 1852 по 1834 г. значились предметы: пространный катехизис и объяснение Евангелия, латинский язык, священная история, греческий язык, славянская грамматика, арифметика, церковное пение и др.
К концу 19 в. Данковское Духовное Училище достигло своего цветущего состояния.  Оно оказало большое влияние на духовное просвещение и религиозно-нравственную жизнь города. Данковский Покровский монастырь, духовенство города, купечество, именитые граждане, равно как и все социальные слои общества проявляли заботу о духовном образовании и быте воспитанников училища, жертвовали значительные денежные средства.
Особую оценку заслуживает его научно-преподавательская корпорация.  Училище на протяжении своей исторической жизни внесло свой вклад в развитие отечественной богословской науки, явилось неоценимым очагом духовного просвещения, подготавливая кандидатов для дальнейшего глубокого и всестороннего образования в Духовных Семинариях, Академиях, Университетах Российской Империи, ведь оно  было 1-й ступенью в системе духовного обучения: духовное училище – духовная семинария – духовная академия.
В Данковском Духовном Училище в период с 1828 по 1834 гг. получил первоначальное образование видный миссионер, подвижник веры и благочестия, епископ Якутский и Волоколамский Дионисий Хитров (1818-1896), просветитель народов Севера.
/Из работы священника Анатолия Стаднюка «Данковское Духовное Училище в 19 в».
Здесь же учился протоиерей священномученик отец Иоанн Кочуров.

/Из записей Лукина (Материал записан со слов одного из питомцев Данковского духовного училища, обучавшегося в нём с 1908 по 1912 гг.) Обучение в духовном училище было 4-х-летнее. Принимались дети по окончании начальной школы после сдачи экзаменов. Обращалось большое внимание на грамотное письмо, знание арифметики. В училище преподавали следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметику, греческий язык, латинский язык, географию, естествознание, чистописание, пение, церковно-славянский язык. По окончании школы её питомцы могли поступить в Рязанскую Духовную Семинарию. Если у родителей детей, окончивших Духовное Училище, не было средств на их содержание в семинарии, то подростки в дальнейшем устраивались церковными служками. Они помогали священнику и дьякону совершать богослужение. В училище обучалось около 80-100 детей. Кроме детей духовенства в училище обучались дети мещан, зажиточных крестьян. При училище было общежитие. Но часть учеников жили на квартирах родных, знакомых. За обучение и общежитие бралась плата. Часто учащиеся выбывали из школы из-за недостатка средств у родителей, имевших много детей. При училище было несколько стипендий для детей, происходивших из духовного звания и лишившихся родителей.

Списки выпускников Данковского духовного училища с сайта А.А.Бовкало

 

 

 

Скопинское духовное училище

   

 

О сайте  РЕУ: История, Сотрудники, Ученицы, УчебаСегодня    Другие учебные заведения   Литература   О крае Рязанском