Рязанское епархиальное женское училище
 

О сайте  РЕУ: История, Сотрудники, Ученицы, УчебаСегодня    Другие учебные заведения   Литература   О крае Рязанском

Н.Б. ЧЕЛЬЦОВА

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РЯЗАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА (1850 - 1918)

 

В 1848 году в течение двух с половиной месяцев в Рязанской губернии свирепствовала холера. Последствия эпидемии были ужасны: число жертв достигло 13477, в том числе 155 лиц епархиального клира. Бесприютность детей, оставшихся после смерти родителей, поразила чадолюбивое сердце святителя Гавриила1. Следуя указанию Провидения Божия, он приступил к устройству училища для обездоленных дочерей духовенства. Высокопреосвященному было уже 65 лет, а для осуществления этого замысла не имелось никаких средств и источников, "кроме надежды на участие и содействие христолюбивых и сострадательных благотворителей"2.

20 мая 1850 года Высокопреосвященный Гавриил обратился  к своей пастве с трогательным воззванием к пожертвованиям на устроение женского духовного училища. Он описал бедственное положение сирот духовенства, "наследующих от родителей своих одно только сиротство без способов к пропитанию"3. И если сироты-отроки имеют возможность воспитываться в казённых учебных заведениях, то обездоленные девицы "не только остаются без приличного христианского воспитания, но нередко терпят недостаток в самом насущном пропитании и необходимых для жизни потребностях"4.

Духовенство отнеслось к его призыву с ревностью и усердием, охотно жертвуя из личных средств и располагая к пожертвованиям светских благотворителей. В значительной мере это обусловлено глубоким уважением и любовью клира к личности Владыки, а также тем, что он подавал всем добрый пример многочисленными личными пожертвованиями. Через год было собрано на устроение и содержание училища 11480 рублей, которые были положены в основу капитала.

В результате переписки Преосвященного Гавриила с синодальным начальством, продолжавшейся около года, последовал Указ Святейшего Синода от 15 мая 1851 года за № 3716, разрешавший открыть училище для девиц духовного звания; разрешение открыть училище было подтверждено и в отношении Обер-Прокурора Св. Синода графа Протасова  от 7 апреля 1852 года за № 37945.

Для училища было отведено место за Спасским монастырем, рядом с архиерейским садом, с присоединением усадьбы соборного звонаря Федора Оливкова (за 600 рублей у него был  куплен дом со всеми надворными постройками). По просьбе Гавриила, губернский архитектор Н.И. Воронихин составил план двухэтажного деревянного дома с кухней и подвалом, в соответствие с которым 5 июня 1852 года заложен был и в то же лето выстроен для училища дом (на месте разобранного дома Оливкова).

1 января 1853 года состоялось открытие Рязанского училища девиц духовного звания. На торжественном открытии присутствовал сам губернатор, рязанское духовенство, почётные военные и гражданские чиновники. 31 января 1853 года отношением за № 759 Гавриил донёс Обер-прокурору об устроении нового дома и открытии 1 января 1853 года училища "с приличною духовною церемониею"6.

Женское духовное училище было открыто, но дом долго еще не был окончательно отделан. Обшили его тёсом, окрасили двери, полы и окна только в 1856 году. На устроение при училище церкви не хватило средств. Воспитанницам приходилось ходить в другие церкви, за реку Лыбедь, что было крайне неудобно, особенно в осеннее и зимнее время. Гавриил неоднократно ходатайствовал в Святейший Синод о разрешении заимствовать деньги на постройку церкви из сумм Рязанского попечительства, но всякий раз прошения отклонялись, и ему не суждено было осуществить свою заветную мечту. Не удалось сделать этого и его преемнику Смарагду. Деревянная церковь на каменном фундаменте была устроена Преосвященным Иринархом только в 1865 году7.

При открытии в училище принято было 20 сирот и 8 пансионерок; через два года их количество удвоилось (40 сирот и 15 пансионерок); в 1870 году количество воспитанниц достигло 99;  из них 89 содержались на училищные средства, составлявшие в среднем от 8 до 9 тысяч рублей в год.

Рязанское женское духовное училище финансировалось Епархией, не получая от государства ни копейки. Поэтому основной заботой Преосвященного Гавриила было изыскание материальных средств на его содержание, каковые поступали из разных источников:

  • проценты с основного капитала  училища;
  • ежегодные пожертвования монастырей и белого духовенства по пригласительным листам, доставляемые причтами всей Епархии;
  • остаточные суммы от редакции "Рязанских Епархиальных Ведомостей";
  • ежегодные взносы из сумм Епархиального попечительства о бедных духовного звания;
  • чистая прибыль от продажи просфор из училищной просфоропекарни;
  • пансионерские взносы.

Проценты с основного капитала были главным источником содержания училища. Основание неприкосновенному фонду Гавриил положил своим личным пожертвованием  в 1000 рублей.  Кроме того, он постоянно проявлял отеческую заботу о своём детище: ежегодно вносил деньги за содержание двух сирот, к праздникам Рождества Христова и Пасхи присылал на гостинцы воспитанницам не менее 15 рублей. Особенно часто жертвовал Гавриил книги: ко времени оставления им рязанской кафедры почти половина всей училищной библиотеки составилась из книг, подаренных им лично.

Помимо материальных благодеяний Владыки, неоценимыми были труды и заботы его о благоустроении любимого детища:  лично и непосредственно заведовал  он всем управлением училища, как по учебной, так и по экономической части. Кротость, любовь и ласка к людям соединялись в нем с твёрдым характером, необыкновенным уменьем работать и знанием условий действительной жизни. Гавриил следил за постановкой преподавания и ведением хозяйства, поощряя  к ревностному служению изъявлением своей благодарности и признательности; часто посещал уроки и беседовал с воспитанницами, поощряя усердных, ободряя застенчивых и робких. Чтобы доставить развлечение сироткам, он приказал выкопать пруд на училищной усадьбе, устроить купальню и держать лодку для катания воспитанниц; устроить на училищном дворе обширное холодное помещение (нечто вроде сарая с окнами) для зимних прогулок в морозное время, игр и занятий гимнастикой.

Училище предназначалось для воспитания дочерей духовенства, чтобы они, став матушками, могли разумно заниматься домашним хозяйством и сообщать своим детям "первоначальные познания о науках, нужных для них при вступлении в училища"8. Устав училища регламентировал преподавание следующих предметов9:

  1. Закон Божий со священной историей и кратким объяснением литургии,
  2. язык русский и церковно-славянский (чтение на славянском и русском языках по церковной и гражданской печати и письмо),
  3. чистописание и рисование узоров,
  4. первые четыре действия арифметики и счисление на счётах,
  5. русскую историю и географию,
  6. краткую всеобщую историю,
  7. церковное пение,
  8. рукоделие в разных видах и нужнейшие сведения по огородничеству, садоводству и другим отраслям сельского хозяйства с показанием, сколько позволяют способы, в практических опытах.

По этой программе (с незначительными отступлениями) и велось дело преподавания в училище. Занятия безвозмездно проводили  преподаватели духовной семинарии, духовного училища и других учебных заведений. Кроме того, девочек приучали к домашнему труду и ведению хозяйства, "подготовляли достойных супруг служителей алтаря Господня и попечительных матерей, которые возращали бы детей своих в правилах благочестия и благонравия"11. Соответственно с этим,  "первее всего должны быть внушаемы и усвояемы правила доброй христианской нравственности, важность и святость обязанностей к Богу и ближнему, дух кротости, подчинённости, благотворительности, любовь к порядку и трудолюбию"12.

Первой начальницей училища была вдова военного протоиерея Татьяна Поликарповна Светлова, первой воспитательницей - дочь её, Людмила Светлова, "образовавшаяся в высшем заведении"13. Светлова была женщина умная, энергичная, заботилась о благоустройстве училищного корпуса, о снабжении воспитанниц достаточным столом, одеждой и обувью, совместно с дочерью проводила чтения и беседы с воспитанницами. По увольнении Светловых из училища (1856), ни о каких чтениях не могло быть больше речи - сами надзирательницы и воспитательницы не имели к этому ни охоты, ни подготовки.  Начальницей училища с 1 октября 1856 года по 1 августа 1861 года состояла вдова священника Александра Ивановна Гусева.

При архиепископе Гаврииле сироты получали поистине отеческую заботу и ласку. По окончании курса обучения он устраивал воспитанниц замуж за выпускников Духовной семинарии. Более-менее сносной оставалась жизнь в училище и после 1858 года - года  оставления святейшим Рязанской кафедры. Удалившись на покой в Ольгов монастырь, он продолжал опекать любимое детище. После кончины Гавриила (1862) школа стала влачить жалкое существование, так как его преемники считали училище скорее приютом, чем учебным заведением.

Архиепископ Смарагд, будучи хорошим администратором, упорядочил отчётность и, в интересах учебного дела,  ввёл порядок приема в училище только тех, кто уже умел читать и писать. Будучи  человеком властным, решительным и грозным, он не проявлял особого благоволения к училищу. Все его резолюции по училищным делам сделаны в суровом тоне; замечания перемежаются выговорами. За три года Смарагд сменил весь женский персонал училища; счёл необходимым точно определить их служебные обязанности особой инструкцией. Строжайшие выговоры за разные упущения и недосмотры неоднократно получала начальница училища Александра Гусева, и была уволена 1 августа 1861 года. Её сменила вдова священника Александра Матвеевна Смирнова (14.08.1861 - 6.08.1877).

В училище были заведены строгие порядки: воспитанницы не могли покидать территории училища; воспитательницы  надзирали за ученицами и обучали их грамоте; учительницы рукоделия  не только обучали кройке и шитью, но имели обязанность нести "постоянный надзор за воспитанницами, быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за ними во время ночи"14. "Стол  у воспитанниц - самый скромный и незатейливый"15:  чёрный хлеб, картофель,  крупа гречневая, пшено, горох, огурцы; рыба и мясо бывали изредка, чай и белый хлеб - только для больных. При недостаточном питании и санитарно-гигиенических условиях девочки часто болели. Тем не менее, принятые в училище были счастливы: в течение 6 лет их не только содержали, но учили и воспитывали, а по окончании курса устраивали в замужество.

В 1868 году Преосвященный Алексий  уволил почти всю прислугу из училища, переложив домашнюю работу на воспитанниц. Безвозмездное преподавание оказалось ненадежным, так как не способствовало проведению регулярных и качественных занятий. Осенью и в весеннюю распутицу училище оставалось совсем без преподавателей, потому что пройти пешком на конец города по глубокой глинистой грязи было решительно невозможно, и извозчики не брались ехать туда ни за какие деньги. В таких условиях воспитанницы получали явно недостаточный объём знаний для того, чтобы по окончании училища занять самостоятельное положение в жизни; к тому же училище уже не соответствовало духу времени и встал вопрос о его преобразовании. Указом Святейшего Синода от 31 марта 1876 года за № 973 разрешено было преобразовать Рязанское училище девиц духовного звания в Епархиальное училище.

 

Архиепископ Рязанский Гавриил Городков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Постановлением сентябрьского съезда духовенства была создана комиссия из священников Иоанна Алякрова, Фёдора Успенского и Николая Зелятрова с участием ректора духовной семинарии протоиерея Василия Гаретовского, которым предписано было "привесть училище девиц духовного звания в действительное преобразование с наступившего года.."16  На это постановлении съезда Преосвященный Алексий наложил резолюцию: "лучше не поспешить, чтобы иметь время избрать и начальницу и инспектора и наставниц, и добрым порядком открыть училище в преобразованном виде уже в 1877 году"17. После таковой резолюции съезд вынес постановление: отложить преобразование училища до будущего учебного года.  Преобразование Рязанского училища девиц духовного звания в епархиальное было осуществлено с прибытием в Рязань Преосвященного Палладия.  Начальницей училища он назначил дочь священника Варвару Макаровну Хупотскую, окончившую курс в Рязанском училище девиц духовного звания, и имевшую звание домашней учительницы по русскому языку. Председателем  училищного Совета  был избран преподаватель греческого языка Рязанской духовной семинарии священник Феофилакт Антонович Орлов, который смело и ревностно взялся за реформирование женской духовной школы

Рязанская епархия приняла решение о постройке для училища нового каменного корпуса, так как в старом деревянном доме давно уж было тесно и неудобно. Возведение нового здания началось 24 июня 1879 года на  Владимирской улице, на возвышенном, лучшем в городе месте - на усадьбе, купленной у надворного советника И.М. Кедрова за 27 тысяч рублей.

Феофилакт Антонович Орлов "приступил к постройке нового здания для Епархиальной школы совершенно без определённого фонда и без средств наличных, без помощников и даже при ироническом взгляде на это дело... Два года этот неутомимый деятель, по справедливости самоотверженный и редкий в наше время служитель одной лишь высокой идеи, - морально, физически и материально работал до забвения себя и своих личных, даже насущных, интересов над своим любимым детищем... С раннего утра до тёмной ночи, без отдыха, успевая только просидеть уроки в Духовной Семинарии и наскоро пообедать, он присутствует при производстве работ; вечером отправляется на окраину города в реформируемую им старую школу, чтобы наблюсти за выполнением своих реформ, а ночью пишет витиеватые пригласительные и благодарственные письма к благотворителям.  Письма эти рассылались не только по всей Рязанской губернии, но и во все концы земли Русской..."18

С  просьбами о пожертвовании он обратился ко всем епископам и из многочисленного сонма русских иерархов только двое оставили письма его без ответа; остальные не только жертвовали более или менее значительные суммы на постройку, но и почтили его ободряющими и поддерживающими письмами. Всего в период 1878 - 1882 гг. собрано было  пожертвований 45 тысяч рублей.  В ходе строительства бывали задержки с поступлением денег. Феофилакт Антонович неоднократно прибегал к собственным сбережениям, и в общей сумме его личные взносы составили 1700 рублей. За четыре года в "Рязанских епархиальных ведомостях" было опубликовано более тысячи фамилий с указанием пожертвованной суммы каждым благотворителем.

 

Председатель совета Феофилакт Антонович Орлов
 
 
 
 

Здание Рязанского епархиального училища было построено по проекту архитектора Ивана Васильевича Стопычева, специально для учебных целей, в отличие от других провинциальных училищ Российской империи, которые находились в гораздо худших условиях, довольствуясь приспособленными помещениями. Корпус поражал современников своими размерами и великолепием, калориферной системой отопления, что было новшеством для Рязани. "Вся заслуга в деле приведения к благополучному окончанию постройки училищного корпуса должна всецело принадлежать председателю совета о. Феофилакту Антоновичу Орлову"19. Он руководил всеми работами по проектированию и строительству здания; следил за исполнением земляных, каменных, кирпичных, печных, штукатурных, малярных, кузнечных, плотницких, столярных, стекольных работ; поставками добротных материалов. Стоит отметить, например, что доски для полов приготовлены были из лесного материала, который поставляли из лесов Саровской пустыни и были наилучшего достоинства: редкой толщины, плотности и смолянистости.

Через два года величественное, во всех отношениях прекрасное, здание было построено "на Владимирской улице, близ земляного моста, в углублении обширной, засаженной садом, усадьбы,  среди двух больших деревянных домов, стоящих на отлете в виде флигелей, против концов его. Корпус трехэтажный, о 202 окнах, крытый железом, главным фасадом обращен на зимний восток, по концам имеет выступы, с лицевой стороны меньшие, а с задней большие... Стоя на возвышеннейшем, лучшем и срединном в городе месте, для зрителя он красуется со всех сторон, господствует над всеми зданиями города и как бы венчает город. При входе в корпус на равном расстоянии от концов его, с лицевой стороны, устроено большое парадное, с асфальтовым помостом и железною на толстых чугунных колоннах кровлею, крыльцо. Отсюда через двойные, изящной работы, двери, глухие снаружи и стеклянные внутри, - вход в обширную, с полом из подольских плит, переднюю или швейцарскую. Из сей комнаты ведет вверх во второй и третий этажи - красивая, широкая, из подольских плит, лестница... Каждый этаж корпуса, по направлению длины его, разделяется на две половины широким, высоким и светлым корридором... Верхний этаж включает в себе 6 обширных комнат спальных, 2 комнаты для воспитательниц и кладовую, средний - церковь, актовый зал и 10 классных комнат"20. Покровская домовая церковь с двумя престолами: Покрова Пресвятые Богородицы и Великомучениц - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии устроена и освящена была 22 октября 1881 года в Епархиальном женском училище на средства Рязанского духовенства. Размещалась в двух просторных помещениях второго этажа. В 1901 году была подновлена и заново освящена.

В нижнем этаже были размещены: канцелярия училищного совета, приемная зала, квартиры начальницы, экономки и кастелянши, больница и столовая. Здание отапливалось шестью печами, устроенными в обширных подвалах дома. Здесь же  располагались кухня, буфет и просфоропекарня.

На фронтоне здания красовались эмблемы-символы, олицетворявшие Веру, Надежду и Любовь (крест, якорь, сердце).  Под фронтоном, в центре здания (над парадным крыльцом) располагалась двухсветная, с хорами, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с богатым и изящным пятиярусным иконостасом, работы рязанского художника-иконописца Н.В.Шумова21.

Усадьба училища, занимала целый квартал и была  отделена от улицы красивой каменной оградой с решеткой из металлического кружева. Вокруг корпуса  раскинулся фруктовый сад с липовыми аллеями, беседками и скамьями для отдыха. Он с каждым годом все более и более разрастался,  и значение его для закрытого учебного заведения трудно переоценить. Здесь воспитанницы могли  гулять в любую погоду, весной и летом занимались приготовлением уроков на свежем воздухе. С наступлением зимы в саду устраивали прекрасный каток.

1 октября 1881 года  училище было переведено в новое здание. 22 октября состоялось торжественное освящение училищного храма и корпуса. Заблаговременно были заготовлены и разосланы печатные приглашения следующего содержания: "Совет Рязанского Епархиального женского училища, извещая Вас, что постройка нового здания для оного училища и церкви в оном, по милостивому промышлению божию, благополучно доведена до конца, благопочтительнейше приглашает Вас к участию в радостнейшем для нас торжестве  освящения  церкви  и  здания,  имеющем  быть 22 сего октября  -  и общей молитве благодарения Невидимому Зиждителю и Благодателю Богу за благополучное выполнение предпринятого во имя Его дела, (подпись Председателя Совета)23.

На торжество освящения приглашено было высокое начальство и духовенство  города, а также все благочинные и многие священнослужители Епархии; но совершилось оно без личного участия устроителя училища Феофилакта Антоновича Орлова, который отбыл из Рязани в ночь на 22 октября.  Это было настолько неожиданным, что он счел необходимым объяснить свой поступок в письме к протоиерею П.Д. Павлову: "Честнейший о. Петр Дмитриевич! В рассеяние могущих возникнуть недоумений, предоставляю Вам оправдать перед духовенством моё отбытие, как найдёт возможным Ваше благоразумие, на основании моего следующего объяснения: было трудное время, когда я, чувствуя  всю слабость своих сил, при скудных средствах для построения освящаемого ныне здания, искал ценного предмета, который мог бы отдать в виде приятнейшей жертвы Богу, в чаянии получить помощи от Него, и, в своем положении, в ту пору, не нашел более ценного, нежели отречение от личного присутствования на торжестве освящения строившегося здания во свидетельство искреннейшего признания пред всеми в том, что не мною построилось здание, как не моим открытием была и внезапная мысль о построении его. - Аще обещаеши обетъ Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его..."24.

Освящение совершил Преосвященный Августин, епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии в присутствии воспитанниц и воспитательного персонала, духовенства, почетных гражданских чинов, именитых граждан и простых горожан. Священник Николай Зелятров, исполнявший должность инспектора училища, произнёс подходящее к данному случаю и празднеству слово. Богослужение закончилось молебным пением Пресвятой Богородице. В дар училищу были вручены икона Божьей Матери в серебряно-вызолоченной ризе и в киоте и портрет Высокопреосвященного Палладия.

 

Здание Рязанского епархиального училища

 

Фотография РЕУ 1903 г. И. Тарасова (прислал Дмитрий Нагорный)

 

Здание Рязанского епархиального училища - передняя (швейцарская)
 
Здание Рязанского епархиального училища - кухня
 
Здание Рязанского епархиального училища
 
Здание Рязанского епархиального училища - парадное крыльцо
 
Здание Рязанского епархиального училища - лестница на 2-й этаж
 
 
 
 
 
 
 

С переездом в новое здание  Рязанское епархиальное училище было преобразовано из трехклассного (два года в каждом классе) в шестиклассное (один год в каждом классе). Приём в училище стал производиться  ежегодно (а не один раз в два года), поэтому число воспитанниц стало быстро увеличиваться: в 1881 году их было 272, в 1884 году - 489, в 1909 году - 741 человек на 15 классов. Училище давало среднее образование в объеме гимназического курса. Учебный год начинался 17 августа приемными испытаниями и преэкзаменовками, которые продолжались до 28 августа, классные занятия начинались с 1 сентября.   В конце года проводились переводные испытания.  В качестве обязательных предметов изучались: Закон Божий, русский язык, история литературы, теория словесности, чистописание, арифметика, основы геометрии, природоведение,  физика, история, география, дидактика, церковное пение, рисование и черчение. Уставом предусматривалось изучение педагогики с прохождением педагогической практики в образцовых школах.

Кроме обучения обязательным предметам, воспитанницы обучались гимнастике и рукоделию, иностранным языкам (французский, немецкий - по желанию), музыке - фортепиано, скрипка (по выбору). Степень успешности воспитанниц в музыке определялась экзаменами, проводившимися два раза в год: перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Экзамены проводились комиссией из учительниц музыки в присутствии членов Совета. За отличные успехи воспитанниц награждали нотами.

С 1907/08 учебного года в 4-6  классах были введены уроки кройки и шитья, которые оказались весьма полезными и успешными, что показали экзамены в конце года. В 1908/09 учебном году для 5-6 классов было введено преподавание гигиены (два урока в неделю). Кроме того, воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и лечению.

Руководство осуществлялось начальницей училища и инспектором классов. Преподавателей было 24, воспитательниц 12, помощниц воспитательниц - 3, учителей игры на рояле - 4, учителей игры на скрипке - 2; церковный староста, эконом, письмоводитель, врач и фельдшер.

Епархиальное училище сохранило основную заповедь училища девиц духовного звания - воспитывать благонадежных  спутниц служителей алтаря Господня Религиозно-нравственное воспитание в училище было основной задачей и заботой учебно-воспитательного персонала. Ученицы исправно присутствовали на утренних и вечерних молитвах. В воскресные и праздничные дни, при богослужении в домовой училищной церкви, они сами исполняли всё церковное чтение и пение. В течение всего Великого поста по средам и пятницам они присутствовали на литургии преждеосвященных Даров, которую совершал инспектор классов. Говели, исповедовались, святых тайн приобщались два раза в год: перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и на первой (или на страстной) седмице Великого поста.

Непосредственное наблюдение за поведением воспитанниц было обязанностью начальницы училища лично и через воспитательниц. Особое внимание обращалось на усердное и благоговейное исполнение воспитанницами православно-христианских обязанностей и на развитие в них добрых навыков: благоприличия, трудолюбия, скромности, почтительности. Чтобы приучить будущих матушек к хозяйственным занятиям, практиковался порядок дежурства воспитанниц на кухне, где они не только записывали количество принимаемых из кладовой и употребляемых в дело продуктов, но и принимали посильное участие в приготовлении кушаний. С заботами о приготовлении здоровой пищи соединялась забота о соблюдении порядка и чистоты во всем училищном здании, как важных и необходимых условиях для сохранения здоровья и доброго настроения живущих в нем учащихся и учащих. Требования чистоты, опрятности и аккуратности во всех отношениях простирались на весь образ жизни и личные занятия воспитанниц. Это служило средством воспитания у них любви к порядку и образованию привычки к этому, способной сохраниться на всю последующую жизнь.

Девочки получали здоровую, хорошо приготовленную пищу. Кушанья подавались на роскошной посуде. Расписания блюд не только рассматривались Советом училища, но предоставлялись на усмотрение Его Преосвященства, который внимательно следил за благоустройством ученического стола.

Епархиальное женское училище имело хороший кабинет природоведения25 и замечательную библиотеку, насчитывавшую 9909 учебников и учебных пособий;  в фундаментальной библиотеке числилось 2836  названий книг в 4881 томах - то есть всего в наличии было 14790 экземпляров книг26. Совет училища регулярно рассматривал и утверждал списки приобретаемых книг и приборов для физического кабинета.  Покупались книги не только религиозно-нравственные, но и сочинения Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.К Толстого, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского. В библиотеке имелись сочинения под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского  "Россия: Полное географическое описание нашего Отечества". "История государства Российского" Н.М. Карамзина, "Очерки по истории русской культуры" П.Н.Милюкова, "Очерки истории смуты в Москве" С.Ф. Платонова.

Из периодических изданий выписывались: "Церковные ведомости" с приложением, "Рязанские Епархиальные ведомости", "Христианское чтение", "Церковный вестник", "Богословский вестник" с приложением, "Православный собеседник", "Странник", "Божья нива", "Родник", "Детский отдых", "Путеводный огонек", "Задушевное слово".

На здоровье воспитанниц обращалось надлежащее внимание: во всех помещениях воздух освежался в достаточной мере, в свободное от занятий время они гуляли в училищном саду, а в хорошую погоду там и занимались, своевременно ходили в свою училищную баню (на заднем дворе был выстроен флигель для бани и прачечной). Больница в 1894 году была переведена в новое просторное здание. Главной стороной своей больничный флигель обращен был к солнцу, находился в тихом, уютном месте училищного сада, перед куртиной хвойных деревьев, что благоприятно действовало на улучшение здоровья и расположение духа больных.  Печи во всех комнатах были голландские, из лучшего кафеля, в середине здания устроен вентиляционный камин, к которому проведены вентиляционные каналы из всех помещений больницы, двери сделаны из лучшего липового дерева и отполированы.

Медикаменты "выписывались из Москвы от дрогиста Феррейна и лекарства приготовлялись врачём вместе с фельдшерицей, только в экстренных случаях лекарства более сложные выписывались из местных вольных аптек"27.

С переводом больницы в новое здание, в освободившемся помещении 24 сентября 1895 года была открыта образцовая одноклассная церковно-приходская школа для девочек, где проходили педагогическую практику ученицы выпускного класса. В1900/01 учебном году школа была переведена  в новое здание, построенное на средства училища. Здание школы каменное, одноэтажное, с подвальным помещением для раздевальни учениц.

С 1899 года в Совете училища можно было экстерном сдать экзамен на звание учительницы церковно-приходской школы.

С целью расширения кругозора и совершенствования эстетического развития воспитанниц в училище устраивались внеклассные чтения и беседы. Например, в 1905 году преподаватель географии Дмитрий Григорьевич Наумов провел чтения по темам: "Франция и французы", "Страна восходящего солнца", которые сопровождались показом световых картин с видами Парижа: его соборов, улиц и бульваров, Лувра, Эйфелевой башни, Наполеона Бонапарта, сожжения Жанны д'Арк на костре; видами статуи Будды, чайного дома, храма в Токио, харакири, японок и японца со слугой, японского придворного толмача28.

Большое внимание уделялось письменным работам. Темы сочинений были различными: на богословские темы,  по всеобщей и русской истории, литературе.  Для развития охоты к писанию сочинений лучшим воспитанницам выдавалась награда книгами.  Для развития литературного вкуса учениц и доставления всем приятного и полезного развлечения в актовом зале училища проводились музыкально- литературные вечера.  Под руководством преподавателя словесности Александра Николаевича Собчакова ежегодно устраивались циклы литературных вечеров для разных классов и возрастов, на которых представлялись лучшие произведения классиков: сцены из "Полтавы", "Скупого рыцаря" и  "Бориса Годунова" Пушкина, "Ревизора" Гоголя, а для малышей - гениально живописные басни Крылова и стихи Некрасова, Никитина, Майкова29. 19 марта 1909 года устроен был вечер по случаю празднования 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя; 11 октября 1911 года - А.В. Кольцова. В числе внеклассных занятий воспитанниц были хоровое и сольное пение, гимнастика и танцы, а также игры на открытом воздухе и катание на коньках.

В училище ежегодно устраивались роскошные рождественские ёлки для учащихся церковно-приходских школ. Например, на новогоднем вечере 28 декабря 1912 года присутствовали 650 детей и все получили гостинцы.

 

Рязанское епархиальное училище - классная комната
 
 
Рязанское епархиальное училище - урок музыки
 
 
Рязанское епархиальное училище - урок рисования
 
 
Рязанское епархиальное училище - урок рукоделия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рязанское епархиальное училище - библиотека
 
 
 
 
Больничный флигель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рязанское епархиальное училище - урок географии
 
 

Несмотря на строгие приемные испытания, число воспитанниц из года в год увеличивалось и к концу ХIХ века достигло семисот. Рязанское училище становится самым крупным из епархиальных училищ обширной Российской империи. Возникает потребность в  пристройке. Закладка здания была совершена 3 сентября 1898 года (автор проекта Иван Степанович Цеханский)30. В 1899 году построили подвальный и первый этажи, куда переведены были столовая, кухня, буфет, просфоропекарня. Для окончания строительства недоставало средств, поэтому был объявлен сбор пожертвований на постройку училищной церкви. К концу 1900/1901 учебного года работы по строительству и устройству церкви были закончены. Пристроенный  корпус соединялся с основным зданием тёплой галереей на уровне второго этажа. Новый обширный храм был освящен Преосвященным Мелетием  1октября 1901 года.

В новом здании были размещены библиотека, читальный зал, двухпрестольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, актовый зал, сообщавшийся с церковью посредством  широких дверей, которые открывались в дни праздничных богослужений. В церкви пели два хора: на правом клиросе - под управлением регента Василия Левитова,  на левом - под управлением воспитанниц 6 класса. На богослужении ученицы стояли рядами: ближе всех к алтарю - первоклассницы, за ними - по порядку - все остальные классы, в актовом зале молились прихожане с улицы. В помещение прежней церкви было сделано перекрытие между этажами; на третьем этаже устроена спальная комната, на втором - классная, алтарная часть церкви оставалась неиспользованной.

Эта замечательная по красоте и акустике церковь, хор ангельских голосов, благоговейное и назидательное служение в храме сем протоиерея Александра Ивановича Лучинского31, его благозвучное чтение, отчетливость в произношении священных молитвословий и поучений, привлекали сюда многих рязанцев.Чтобы училищную церковь мог посещать каждый желающий, в новом корпусе был устроен отдельный вход с крыльцом и тамбуром.

В 1913-м году к основному корпусу инженером-архитектором Антоном Семеновичем Кандиновым была сделана  пристройка (по правому крылу, в глубь двора), в которой разместились учебные комнаты и подсобные помещения. В 1915 году был открыт седьмой, в 1916 - восьмой классы с математическим и  словесно-историческим отделениями, с целью подготовки учителей не только для церковно-приходских школ, но и учебных заведений более высокого уровня.

Рязанское Епархиальное женское училище, превратившееся за четыре десятилетия своего существования из приюта для сирот в крупнейшее учебное заведение города и всей Российской империи, выполняло общегосударственные задачи просвещения народа и внесло неоценимый вклад в культурное развитие Рязанского края Взращивая идеальных "матушек", оно исправно служило кастовым интересам духовенства. Всякий согласится с тем, что быть ободрением и утешением пастыря церкви в его великом, многотрудном и часто весьма тернистом служении само по себе - дело великое.  Но далеко не все выпускницы выходили замуж. Многие, оставаясь в девичестве,  становились на школьную дорогу и проходили этот путь усердно и с честью. Выпускницы училища являлись самым подходящим и устойчивым элементом для сельских церковно-приходских и земских школ.  По сообщению Епархиального наблюдателя, в 1905/6 учебном году в церковно-приходских школах Рязанской епархии работали 176 учительниц из числа выпускниц Епархиального училища; по сообщению директора народных училищ Рязанской губернии,  во вверенных ему учебных заведениях - 162 учительницы.

 

Аритектор Иван Степанович Цеханский
 
 
 
Настоятель Покровской церкви протоиерей А.И. Лучинский, инспектор училища и преподаватель Закона Божия
 
 

23 февраля 1918 года Епархиальное училище было закрыто, 30 сентября замечательное по архитектуре и удобству здание с прилежащими к нему службами и садом было передано Рязанскому учительскому институту, который 15 октября 1918 года преобразован в Рязанский педагогический институт - первое в городе высшее учебное заведение. Здание сохранило свои основные архитектурные элементы. Оно и теперь украшает город, впечатляя своей репрезентативностью, продуманностью внутренней планировки, прекрасной акустикой учебных комнат.

Здание Рязанского педагогического университета им. С.Есенина

1) Гавриил (Городков Егор Иванович)  (1785 - 1862) - Архиепископ Рязанский и Зарайский (1837 - 1858), местночтимый святой. Окончил Ряз. духовную семинарию, С.-Пб духовную академию; с 1814 г. профессор богословия, а с 1817 г. - инспектор Рязанской семинарии. Был настоятелем монастырей: Рязанского Троицкого, Макарьевского Желтоводского, Нижегородского Печерского. 20 мая 1828 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского, с 26.08.1831 г. - епископ Могилевский и Полоцкий, с 15.07.1837 - архиепископ Рязанский и Зарайский. 10 мая 1858 г. уволен на покой в Успенский Ольгов монастырь.

2) Краснов М.  Рязанское училище девиц духовного звания (1850 - 1877 гг.) // Рязанские Епархиальные Ведомости (отдел неофиц.). 1901.  №№ 7-8. С. 227.

3) Там же. С. 226.

4) Там же. С. 227.

5) Там же. С. 230-232.

6) Там же. С. 233

7) За годы существования Рязанского женского училища духовного ведомства после Гавриила рязанскую кафедру занимали архиепископы: Смарагд (Крыжановский) - (1859-1863); Иринарх (Попов) - (1863-1867); Алексий (Ржаницын) - (1867-1876); Палладий (Раев) - 1876-1882); Феоктист (Попов) - (1882-1894); епископы: Иустин (Полянский) - (1894-1896); Мелетий (Якимов) - (1896-1900); Полиевкт (Пясковский) - (1900-1902); Аркадий (Карпинский) - (1902-1906); Никодим (Боков) - (1906-1911); Димитрий (Сперовский ) - (1911-1917) гг.

8) Краснов М.  Указ. соч. // Рязанские Епархиальные Ведомости (отдел неоф.). 1901. № 23. С. 732.

9) Там же. С. 732.

11) Там же. № 22. С.  693.

12) Там же. № 23. С. 693.

13) Там же. 1901. № 21. С. 667-668.

14) Там же. № 22. С. 695.

15) Там же. 1901. № 22. С. 694.

16) Там же. 1902. № 3. С. 86.

17) Там же. С. 87.

18) Лучинский А. Материалы для истории Рязанского Епархиального женского училища // Рязанские Епархиальные Ведомости (отд. неоф.). 1909. № 6.  С. 233-234.

19) Там же. № 3. С. 103.

20) Рязанские Епархиальные ведомости. 1881. № 22.

21) Шумов Николай Васильевич (1827 - 1905), живописец, имел звание художника Императорской Академии Художеств, был одним из способнейших учеников профессора исторической и религиозной живописи А.Т. Маркова. В 1857 г. поселился в Рязани, через два года открыл иконописную и иконостасную мастерскую на улице Семинарской, слава о которой вскоре разошлась не только по Рязанской губернии, но и по всей Руси; одновременно давал уроки иконописания в Рязанской духовной семинарии (1870 - 1904).

23) Лучинский А.  Указ . соч. // Рязанские Епархиальные ведомости (отд. неоф.). 1909. № 4. С. 154.

24) Там же. 1909. № 5. С. 189.

25) Преподавателем природоведения состоял Николай Федорович Федотьев. В 1910 г., будучи более месяца на курсах природоведения в Санкт-Петербурге, на свои ограниченные учительские средства он приобрёл естественно-научные коллекции и различные приборы. Совет училища постановил приобрести у Н.Ф. Федотьева созданные им в течение нескольких лет кабинет по природоведению и довольно обширную библиотеку, что и исполнил, уплатив ему 246 рублей 50 копеек.

26) Отчет о состоянии Рязанского Епархиального Женского Училища в учебно-воспитательном отношении за 1908/9 учебный год // Рязанские Епархиальные ведомости. 1910. № 4. С. 123.

27)  Медицинский отчет по больнице Рязанского Епархиального женского училища за 1900-901 учебный год.// Рязанские Епархиальные ведомости. 1902. № 8. С. 113.

28) Внеклассные занятия воспитанниц Рязанского женского Епархиального Училища  в минувшем 1905/6 учебном году // Рязанские Епархиальные ведомости. 1907. № 6, с. 179 - 180.

29) Там же. С. 181 - 188.

30) Цеханский  Иван Степанович (1864 - 1934),  Окончил Строгановское худ.-промышленное училище в Москве, с 1895 по 1917 гг. работал в Рязани в должности губернского архитектора.. По его проектам построены здания, являющиеся памятниками архитектуры: колокольня Иоанно-Богословского монастыря, летний клуб дворянского Собрания, богадельня сестёр Титовых, дом родовспоможения.

31) Протоиерей Александр Иванович Лучинский (1862-1922), сын священника села Ижевского Рязанской губернии. В 1886 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью канд. богословия. С 1887 по 1914 гг. состоял инспектором классов Рязанского Епархиального женского училища, преподавал Закон Божий, был священником Покровской церкви и членом попечительского совета этой церкви, безвозмездно исполнял обязанности казначея и делопроизводителя Совета,  заведующего образцовой церковно-приходской школы при Епархиальном училище.

 

 

 

О сайте  РЕУ: История, Сотрудники, Ученицы, УчебаСегодня    Другие учебные заведения   Литература   О крае Рязанском

Яндекс цитирования